МО, г. Одинцово, ул. Молодежная, 46, кабинет 331 (3 этаж), тел. 8-910-445-29-39

Консультации

Ребенку 5 лет

Почему начинают интересоваться другим полом?

Неправильные представления родителей о психосексуаль­ном развитии детей являются причиной того, что они не осо­знают степень интереса детей к вопросам пола.
Ребёнок меняется, у него возникают интересы, выражен­ные в глубоком эмоциональном отношении к окружающему, в желании узнавать неизвестное, в том числе и «про это».
Все эти закономерности уже в дошкольном возрасте про­являются неодинаково у мальчиков и девочек. Динамически осознаются половые различия и роли. К 5-6 годам ребё­нок гендерно идентифицирует себя, осознаёт необратимость половой принадлежности, имеет определённую дифференциа­цию по полу установок и поведения. Параллельно происходит и психосексуальное развитие. В 5-6 лет дети уже могут инте­ресоваться ролью отца в их происхождении. Вопросы ребёнка об обнажённом теле, о половых органах очень часто остают­ся без должных ответов, не одобряются и даже высмеивают­ся. Возникший вследствие этого страх перед взрослыми при­водит к прекращению дальнейших вопросов к родителям, а оставшееся любопытство удовлетворяется ответами посторон­них людей на улице (в соответствующих выражениях). Следует воспринимать такой интерес детей естественно и нормально, и просвещать ребёнка достойной информацией.

Почему ребёнок делает всё наоборот?

Дети периодически пытаются быть главными (или взрослы­ми), поэтому диктуют свои правила.
Особенно ребёнок не слушается и делает всё наоборот в пять лет. У него как бы переходный возраст, появляется своя точка зрения, хотя малышу и самому бывает трудно понять, чего он на самом деле хочет. Но чаще всего ребёнок не слу­шается в двух случаях: когда его насильно принуждают сде­лать то, чего он не хочет делать, или, наоборот, запрещают делать то, что хочется.
Уважайте его мнение, попробуйте выяснить, почему он так себя ведёт. Но не балуйте и не ведитесь на капризы. Будьте последовательны в своих действиях: если сказали, что сдела­ете, делайте. Сохраняйте спокойствие и уверенность при его плохом поведении. Ему просто станет неинтересно плохо себя вести, если не получится этим вас провоцировать. Нельзя ни излишне уступать малышу, ни заключать его в слишком стро­гие рамки. И то и другое может привести к ещё большему непослушанию малыша.
Помните, в любом процессе важно найти «золотую середи­ну» и соблюсти меру. Это единственно верный путь. К сожа­лению, не самый короткий!

Почему ребенок фантазирует?

Все сюжеты, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, из случайно услы­шанных слов или увиденных фильмов. И, главное, дети верят в то, что придумывают. Но все ли фантазии полезны? Монтессори, к примеру, относилась к детским фантазиям крайне настороженно, если не сказать - отрицательно. Как и другие педагоги и психологи, она считала, что нужно отличать «глупую» фантазию от естественной. Особенно до 5 лет. Как нам кажется, нижеследующие примеры демонстрируют имен­но эти два типа «ухода от реальности».
Напомним, не стоит «узко» понимать под фантазиями нечто бессмысленное и бесполезное в реальной жизни.
«Без воображения нет соображения». Некоторые великие учёные утверждали, что умение создавать новые идеи намно­го важнее порой, чем огромный запас энциклопедических знаний. Хорошо развитое воображение - залог оригинального нестандартного мышления, что в свою очередь способствует более лёгкому решению различных .задач. Если ребёнок будет получать удовольствие от своих выдуманных историй, он и к решению проблем, к рассуждениям и логике, начнёт подхо­дить более творчески. Да и жить так интереснее!

Почему задают много вопросов?

Маленьким детям важно знать всё, что происходит и поче­му это происходит здесь и сейчас. Поэтому они постоянно спрашивают и много говорят. Ученые подсчитали, что в день малыш задаёт больше сотни вопросов, так что родителям надо серьёзно подготовиться к этому периоду и не отмахи­ваться, даже если вопрос звучит в десятый раз.
Случается, что дети спрашивают, чтобы преодолеть страх. Если ваша дочь интересуется: «Почему собака лает?», очень может статься, она боится собаку. А в другое время она может задать кучу вопросов и говорить без перерыва просто из желания общаться с родителями.
Часто, получая ответ на вопрос, дети задают его снова или тут же спрашивают «почему?» Разумеется, родителям это надоедает. Иногда трудно понять, чего же в конце концов малышу нужно. Но если взрослые начнут на вопросы ребён­ка тоже задавать вопросы, они смогут докопаться до причины его любопытства: «А ты как думаешь, что значит это слово?», «Скажи мне, как ты думаешь, почему тот человек бежал?» Иногда малыш отвергает родительское объяснение, потому что не может его понять. Поэтому нужно всегда давать ответ, понятный для ребёнка. Правда, всё равно придётся смирить­ся с тем, что взрослый ещё не раз услышит тот же самый вопрос. Ребёнку требуется время, чтобы усвоить новую слож­ную информацию. И много повторений.

Почему ребенок не уверен в себе?

Обычно неуверенность в себе у детей ярче всего про­является в новом для них задании: «Это у меня не полу­чится». Они боятся показать неумелость, не решаются при­знаться в этом, обратиться за помощью и нередко попада­ют впросак. Перечислим факторы, формирующие неуверен­ность у дошкольника: жёсткий контроль со стороны семьи; родители-«активисты»; пережитый стресс, хронический пере­груз. А, возможно, это завышенные родительские притязания.
Когда вы видите, что малыш чего-то боится - скажите, что вы тоже иногда боитесь того же самого (выступить на публи­ке, заговорить с незнакомым человеком). Играйте в ролевые игры, в которых он «смело» действует от лица своих героев.
Если ребёнок допускает ошибку, вместе разберитесь в её причинах и подумайте, что нужно сделать, чтобы такого боль­ше не повторилось. Старайтесь не «перегнуть палку», дитя может уйти в «глухую» оборону: да, я глупый (тупой, дурак, трус и т.д.). И вам будет трудно что-то этому противопоста­вить в дальнейшем.
Главное, постарайтесь найти нечто, что ваш ребёнок будет реально делать «на пять!» - в спорте, творчестве или играх! Только настоящие успехи позволят ему опереться на себя в жизни и дадут уверенность в своих силах.

Почему ребёнок отказывается выполнять просьбу или задание?

Большинство пятилетних детей уже вышли из возраста, в котором они по любому поводу устраивали истерики. Протест - торчащий язык или просто отказ выполнять ваши просьбы -это нормальный способ для пятилеток проверить, как далеко они могут зайти в общении с вами.
Крики и суровые наказания в ситуации непослушания могут не исправить, а лишь ухудшить ситуацию. Прежде всего, нужно чётко объяснить существующие ограничения и запреты. Несмотря на то, что ребёнок может нарушать установленные правила, само их существование создаёт ему ощущение ком­форта. Убедитесь, что детка понимает правило, и после этого укажите ему на то, какое именно нарушение он допустил. Стремитесь быть понятым. Если вашему ребёнку трудно сле­довать «уставу», можете обсудить это с ним. Возможно, вам следует смягчить наложенные ограничения или свои ожида­ния. Снизьте количество ситуаций, в которых ваш пятилетний человек мог бы высказать протест. Везде, где это возможно, предоставляйте ребёнку возможность выбора. Отмечайте те моменты, когда малыш ведёт себя, правильно, и хвалите его за это. В конце концов, ваша задача показать, что поступать правильно - это хорошо и приятно, а не заставить его вести себя «гибко», чтобы избежать наказания.

Почему ребёнок плачет, если у него что-то не получается?

Может быть, это просто нежелание проявить уси­лия и настойчивость, чтобы добиться в чём-то успеха? Избалованность? Или причина в более глубоком внутреннем конфликте? Вопросы, вопросы... А ответы на них найдёт толь­ко по-настоящему думающий и вникающий родитель.
Родители в первую очередь должны оценить, сколько в жизни ребёнка ситуаций успеха и неуспеха. Как часто у него что-то получается, и наоборот. Успеха должно быть больше! Ребёнку важно ощущать свою успешность в жизни, в делах, которые он совершает. Если неудач больше, то это, есте­ственно, ему не нравится, он расстраивается и плачет. Нельзя позволить такому состоянию закрепиться. Необходимо соз­давать как можно больше ситуаций, где он - чемпион. Тогда неуспех не будет таким болезненным. В детской психологии это один из важнейших моментов. Но важно помнить, что действенен только заслуженный успех.
Ребёнок должен приложить усилие, что-то сделать для того, чтобы у него получилось, и только тогда появится необ­ходимое ощущение успеха, а вместе с тем вера в себя, в свои силы. И потом, даже когда у него случится неудача, он всё равно будет (по приобретённому опыту) верить в себя и знать, что через какое-то время у него всё получится.

Почему ребенок хвастается?

Хвастовство ребёнка - это своеобразный способ самоу­тверждения, вполне нормальный этап становления его лично­сти. Впервые зачатки самохвальства проявляются у двухлет­них малышей, а вот пик самовлюбленности настигает ребёнка позднее - в 6-7 лет, и ребёнок хвастается постоянно.
Со временем малыш сам поймёт, как добиваться похвалы и признания окружающих, не хвастаясь вслух своими дости­жениями. Но когда стремление ребёнка выделиться и при­влечь к себе внимание с помощью самохвальства становится очевидным, нужно вмешаться. Маленькие хвастунишки обычно растут у родителей, которые хотят видеть своё чадо лучшим везде и во всем. Прекрасно осознавая это, ребёнок старается оправдать родительские надежды, и основной его целью ста­новится похвала и достижение превосходства над окружающи­ми. Поэтому с помощью бахвальства дети пытаются компен­сировать собственную неуверенность и тревожность. Но заме­чено также, что если ребёнок хвастается постоянно, то этот «герой» может расти в семье, где он обделён родительским вниманием. Поэтому он использует самохвальство как метод привлечения к себе внимания.
Никогда не сравнивайте свое чадо с другими детьми («Вот Петя молодец, у него хорошо получается, а ты...») Избегайте игр, где дети конкурируют между собой с целью победить, пока им не исполнится 5 лет. Старайтесь прививать ему пра­вильное отношение к успеху, концентрируя внимание не на результате, а на самом процессе.

Почему дети ковыряют в носу и едят «козявки»?

Эта «милая» привычка наших дорогих крох вызывает даже рвотный рефлекс. Она кажется омерзительной, особенно если «козявки» отправляются в рот или слизь из носа вытирается о рукава одежды. И наша реакция на это - соответствующая.
На самом деле никакой патологии здесь нет. Ребёнок может постоянно находиться в помещении с пересушенным воздухом, слизистая сохнет, зудит, беспокоит. Или он скло­нен к хроническому насморку, дыхательные пути заложены, и малыш старается их освободить. Чаще всего облегчают ситу­ацию увлажнитель воздуха и хороший отоларинголог, который назначит последовательное и адекватное лечение.
Не нужно зло хлопать по руке. Если исключается физио­логия, то вступает в силу элементарное воспитание и пра­вила этикета. Постоянно объясняйте, что прилюдно освобож­дать нос следует только с помощью платка, учите сморкать­ся. Неприлично ходить грязнулей и пукать в обществе. Плохо плеваться и писать в людных местах (если ты уже не совсем малыш). Не стоит есть руками и вытирать их о штаны и пла­тья. Некрасиво кусать ногти и сосать палец!

Почему ребёнок предпочитает общество взрослых?

Это естественно. Ребёнок жаждет заботы и впечатлений, («хлеба и зрелищ»). Никуда от этого не деться!
Другое дело сверстники. Нам казалось, что у нас милый, обаятельный малыш, общительный со взрослыми. А тут вдруг замкнулся, не хочет идти в детский сад или во двор. Потому что ему не нравится играть с другими детьми. Возможно, ему очень трудно действовать «на равных», принимать условия и отстаивать своё мнение или желание в детском коллективе. А, может быть, причина ещё в чём-то. И опять взрослому нужно думать, размышлять, искать педагогические приёмы...
Если малыш не ищет друзей, стремится к одиночеству, значит, нарушилась гармония; его отношений с окружающим миром, с собой. Причины подобных отклонений в поведении ребёнка могут быть самыми разными: излишняя привязан­ность к кому-нибудь из членов семьи, избалованность, чрез­мерная опека родителей, ограничение общения малыша из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого-либо из членов семьи, усталости родителей после трудо­вого дня, нежелания нарушать порядок в доме и т. д.
У ребёнка, насильственно изолированного от сверстни­ков, не удовлетворяется естественная потребность общения. Общение с детьми нельзя заменять многочасовым сидением перед телевизором или компьютером. Привыкнув к уедине­нию, ребёнок вряд ли сможет наладить позитивный контакт с другими. Следует как можно скорее разобраться в причинах происходящего и постараться исправить положение.

Почему сюсюкает и кривляется?

В 5 лет ребёнок уже освоил родную речь и спокойно изъ­ясняется. Говорить хорошо и понятно для него, как прави­ло, уже не составляет труда. А значит, появляется простран­ство для «словотворчества»: интересно же поковеркать слова, поиграть с интонациями, покривляться во время разгово­ра. Вам решать, имеет смысл влиять на ситуацию или нет. Познакомьтесь с родительским опытом, помещённым ниже. Вам станет ясно, что кривлянье и сюсюканье вызывают раз­ные причины, и проявляются эти особенности поведения нередко по-разному - бывает смешно, а бывает и не очень.
Само по себе искажение речи даже полезно (тренировка звукового аппарата) и совсем не проблемно. (Вот довольно характерная ситуация. «Зачем ты это делаешь?» - спрашива­ет мама, в ответ слышит: «Я так решил».) Но оно может стать таковым при наличии травмирующих факторов. Например, если родители регулярно ссорятся, ребёнок соображает: а ну-ка я покривляюсь, тогда они перестанут ругаться друг с другом и сразу переключатся на меня. Чтобы выпросить что-то, сюсюканье, по мнению малыша, тоже эффективный метод.
Реагируйте спокойно. Если есть настроение - можно при­соединиться к ребёнку и вместе посюсюкать, «побубнить». Если нет настроения, можно спокойно и вежливо сказать: «Пожалуйста, произнеси эту фразу обычным голосом».
Но чуда не произойдёт: вас поначалу никто не услышит!

Почему «зеркалят»?

Замечали, как ваш ребёнок «зеркалит», то есть пута­ет местами, неправильно пишет цифры и буквы? Некоторых родителей умиляет, когда их дитя вместо слова «молоко» произносит «комоло» или когда все цифры, им написанные, смотрят в другую сторону. Однако, как утверждают дефекто-логи, у 50 % детей такие «странности» нарушения речи сви­детельствуют о нарушенном межполушарном взаимодействии. И если не устранить их ещё в детском саду, то ребёнка ожи­дают трудности в учёбе.
Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навы­ков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль играют не индивидуально-психологические фак­торы, право- или. леворукость и пол ребёнка, но факторы кон­текста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребёнок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать.
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат несформированность зрительно-пространственного восприятия и пред­ставлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве); недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза и буквенного гнозиса. Здесь требуется помощь специалистов.

Как записаться к нам в центр?
Наши контакты

Как записаться к нам в центр?

До встречи! Дорогие друзья! Мы ждем Вас в стенах нашего центра.